Сегодня в России нет более важной социальной задачи , чем решение проблемы обеспечения достойным жильем наименее защищенных категорий российских граждан, для которых ипотечное кредитование ( единственное из предложенных на сегодня решение для улучшения жилищных условий) практически неподъемно даже при нулевой кредитной ставке. Это главным образом молодые семьи, учителя и персонал образовательных учреждений, врачи и медперсонал, рядовые госслужащие, большинство рабочих и крестьян, пенсионеры и инвалиды.
Сюда же надо отнести многодетные семьи, переселенцев из аварийных зданий, переселенцев из не перспективных населенных пунктов, офицеров и солдат вооруженных сил и правоохранительных органов, выпускников детских домов, миграционное (в т.ч. из-за рубежа) расселение и т.д. И если все это просчитать, то окажется что необходимо изыскать возможность обеспечить новым или капитально отремонтированным жильем порядка 40 млн.россиян, а это более 800 млн.кв.м. жилья и 700-900 млрд.дол. в действующих ценах. В то же время, анализируя показатели малоэтажного строительства в регионах (при сложившихся в них организационно-финансовых схемах и применяемых технологиях) можно сделать твердый вывод о неготовности страны к решению столь масштабной задачи как в части возможности привлечения необходимых материальных ресурсов и средств, так и по готовности отрасли к переходу на инновационные строительные технологии, без внедрения которых освоить предстоящие объемы работ практически невозможно. В то же время сложившаяся свободно-рыночная система, опирающаяся на повальный дефицит жилья и вытекающий из этого неконтролируемый рост цен, не способна и не нуждается ( отсутствует реальная конкуренция) во внедрении прогрессивных и более экономичных решений мирового уровня. Сегодня малоэтажное строительство плетется в хвосте тех технологических и финансово-экономических новаций, которые ТАМ даже не обсуждаются. Развитые страны Запада сумели в сложнейшие послевоенные и последующие годы найти такие не стандартные решения, которые позволили им снять основное напряжение с обеспечением жильем наиболее многочисленной в те годы прослойки населения, материально не готовой приобретать жилье в собственность. Тем самым они решили основную социальную проблему на десятилетия вперед и одновременно создали нормальные условия для внутренних миграционных потоков обеспечивших планомерное размещение по стране наиболее квалифицированных кадров и равную комфортность проживания по всей территории каждой из стран. Почему же у себя в России мы не нашли такой схемы? По всей видимости пришло время более активно перейти к решению этой серьезнейшей проблемы, влияющей не только на социальную обстановку в стране, но и в определенной степени на темпы её экономического роста (огромные территории практически выключены из общего поступательного процесса), и одновременно в полной мере использовать сложившуюся благоприятную финансовую ситуацию. Решению проблемы должна предшествовать разработка на базе достигнутых в мире успехов Общероссийской Программы Малоэтажного Строительства (ОПМС), которая должна впитать в себя так же и всю российскую специфику. И здесь уже сейчас можно твердо выделить следующие базовые принципы, которые должны лечь в основу ОПМС:
- Следует опережающе установить приоритетные архитектурно-строительные решения для социального и индивидуального жилья и в т.ч. наиболее востребованного на ближайшие годы (в каталогах США приведены более 2000 арх.-строительных решений малоэтажных зданий). При этом следует исходить не только из соблюдения современного эталона комфортности (на каждого члена семьи по комнате), но и из повсеместного внедрения арендной системы обеспечения жильем малообеспеченных граждан в жилых комплексах из многоквартирных домов. Опираясь на эти данные предоставится возможность очертить структуру и срочные и перспективные объемы строительства.
- Осуществить перевод малоэтажного строительства на современные рельсы как путем внедрения инновационных технологий в строительство и стройиндустрию, так и за счет использования новейших финансово-экономических схем, которые совместно должны обеспечить в социальном строительстве как минимум 2-х кратное снижение стоимости 1-го кв.м. общей жилой площади против сложившихся региональных расценок. В результате предоставится возможность оценить экономические выгоды от перевода малоэтажного строительства на инновационные технологии.
- Обеспечить по всей стране переход на единую североамериканскую технологию строительства жилых и градосоставляющих зданий в малоэтажном каркасном исполнении основанном на деревяных конструкциях и при этом исключить в любых типах жилых застроек использование котельных и тепловых сетей. По этой технологии в США в 2007 г. введено более 1,5 млн. квартир и домов или более 150 млн.кв.м.
- Разработать схему развития стройиндустрии привязанную к новой технологии строительства исключив при этом организацию крупных территориальных предприятий типа ДСК и перейти на обеспечение строительства материалами и изделиями с местных малых предприятий стоимостью до 5-6 млн.дол. каждое и сроком строительства 3-4 месяца, которые за счет новейших технологий достаточны по мощности, выдают продукцию высочайшего качества и при этом обслуживаются звеном из нескольких человек. В состав этих предприятий в российских условиях целесообразно включить дочерние строительно-монтажные подразделения (строительные бригады). Все это позволит базовому комплексу из 6-7 таких предприятий обеспечивать возведение 200-250 тыс.кв.м.в год.
- Гарантировать инвесторам, которые как правило представлены в малоэтажном строительстве малыми и средними предприятиями, полную государственную, таможенную и банковскую поддержку и в первую очередь на стадии разработки и утверждения генеральных планов застроек и затем (особенно в период освоения технологий), в организации и реализации импортных поставок. Возложить всю организационную работу по развитию отрасли, разработку нормативно-правововой документации, консалтинговую помощь инвесторам в первые 5-6 лет внедрения технологий на создаваемое Федеральное агентство "Малоэтажное строительство" (МС) с региональными филиалами, через которое должно так же проходить оформление всех импортных поставок.
Рассмотрение и утверждение этих базовых принципов ОПМС создаст основу для скорейшей разработки развернутой программы. И в первом её разделе должны быть изложены схемы строительства социального жилья по доступным ценам.