В Москве проходит I Московский Международный Форум «Культура. Взгляд в будущее», организованный Департаментом культуры города Москвы. Форум «Культура. Взгляд в будущее» - это открытый публичный проект, который представит все самое яркое в московской культуре во всех ее областях – театре, кино, выставочной и образовательной деятельности. Для профессионального сообщества в рамках Форума состоится насыщенная дискуссионная программа, включающая в себя обсуждение наиболее актуальных проблем, существующих на сегодняшний день – децентрализация культуры, реформа театра, развитие библиотек, музеев, парков, доступность культуры всем категориям граждан, диалог с властью.
О том, имеют ли право уличные виды искусства называться академиями и музеями, во второй день работы Московского форума культуры говорили участники дискуссии «Право на институализацию: как маргиналии становятся "культурой"» в зале «Контент».
В числе спикеров были: драматург Михаил Калужский, эксперт компании «Музейные решения» Наталья Копелянская, публицист Илья Будрайтскис, стрит-артист Михаил Огер и директор берлинского музея компьютерных игр Андреас Ланге.
Участники дискуссии пытались понять, что же вообще такое маргинальное искусство. Программный директор Института книги Александр Гаврилов виртуально передал свою мысль о том, что «маргинальное – это пространство радикального эксперимента, претендующее на внимание». С этим были согласны далеко не все.
Основным защитником уличного искусства вообще выступал Михаил Огер. «Про нашу страну можно много узнать, послушав русский рэп или посмотрев на стрит-арт», - сказал он, а затем подробно пытался рассказать о том, что далеко не каждый художник граффити может считаться творцом. Ходить с «трафаретом под Бэнкси» недостаточно, необходимо непременно создавать что-то новое. Для Огера стрит-арт – это и протест, и способ заработка. Но такая позиция оказалась не очень популярна среди других участников дискуссии.
«Через минуту после слова «протест» вы говорите "успешный коммерческий проект". Институализация для вас не то, чтобы попасть в музей, а чтобы заключить контракт. Как этот буржуазный аспект соотносится с протестом?» - строго заметил Михаил Калужский.
«Художник должен быть голодным, но голодным постоянно быть нельзя», - справедливо заметил Огер. По его мнению, коммерчески успешный проект не мешает маргинальному сообществу врываться в массовую культурную индустрию.
«Маяковский по сути тоже был рэпером. В XX веке поезда разрисовывались чуть ли не Малевичем!» - подчеркнул Огер. Перед таким "историческим" аргументом многие участники дискуссии не устояли.
Илья Будрайтскис уверен, что маргинальность уже институализирована сама по себе. В качестве примера он привел проект «Основ законодательства о культуре», над которым сейчас работают эксперты Минкультуры и Администрации президента. В этом документе, по словам Будрайтскиса, нет определения «современное искусство», но написано про «новые формы искусства».
Андреас Ланге, в свою очередь, заявил, что его музей компьютерных игр – тенденция будущего, так как многие геймеры и пользователи новых медиа уже сейчас являются основными потребителями культуры и искусства. После речи зарубежного гостя участники дискуссии пришли к выводу, что от маргиналий до массового искусства – один шаг. Как и наоборот.
I Московский Международный Форум «Культура. Взгляд в будущее» - 15-18 октября
Новейшие технологии - в развитии культуры