Что мешает учету тепла в России?

Печать

На состоявшемся 23 ноября 2010 года в Сыктывкаре выездном заседании Государственного совета России президент Дмитрий Медведев отклонил предложение руководителя Фонда содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина о переносе крайнего срока обязательной установки общедомовых приборов учета тепла с 1 января 2012 года на 2015 год[1]. По мнению главы государства, выполнение поставленной задачи должно осуществляться значительно более высокими темпами, чем это происходит сейчас.

С момента принятия закона «Об энергосбережении»[2], устанавливающего сроки перевода российского ЖКХ на приборный учет тепла, прошел год. Это половина отпущенного на реализацию требований закона времени. Безусловно, была проделана немалая работа. Так, в Набережных Челнах теплосчетчиками на сегодняшний день оснащено более 80% жилого фонда, а в Москве — практически 100%. Однако столица и крупные города в этом вопросе, что называется, погоды не делают. Ведь объем работ по установке коллективных приборов учета тепла определяется количеством жилых зданий в городах. А поскольку в провинции их средняя высотность невелика, то здесь необходимо гораздо больше приборов в пересчете «на душу населения». Например, в Москве проживает около 7,5% всего населения страны, а количество жилых зданий составляет лишь 3% от общероссийского. К тому же, нужно помнить, что в городах, которые принято сегодня считать наиболее энергоэффективными, реформы начались задолго до принятия закона № 261-ФЗ. В тех же Набережных челнах к модернизации отопительных систем приступили еще в 2004-2005 годах.

Если говорить о большинстве других регионов, то положение здесь совсем иное. Так, по данным на 2010 год, в Новосибирске приборы учета тепла были установлены менее, чем в 15% жилых зданий[3], а в Тюмени — всего в 7%[4]. Не помогла и федеральная программа капремонта: по словам Костантина Цицина, в ее ходе теплосчетчиками были оснащены лишь 30 из 115 тысяч отремонтированных домов.

В чем же причина отставания? По мнению многих специалистов, основным препятствием на пути внедрения приборного учета в нашей стране является отсутствие четких и однозначных регламентов в этой сфере, единой контролирующей инстанции. Речь идет, в том числе, и об ошибках, допущенных при разработке действующего Жилищного кодекса, отдавшего коллективные приборы учета тепла в собственность жильцов. Вот один из примеров.

«В начале 2000-х годов значительное количество домов Челябинска было оснащено теплосчетчиками, - рассказывает Сергей Овчинников, председатель комиссии Челябинской городской думы по ЖКХ и благоустройству. - Но спустя 5 лет жители этих домов платили за тепло по нормативу, а не по показаниям приборов учета». Причина, по словам депутата, заключалась в отсутствии источников финансирования содержания, ремонта и поверки установленных приборов. В результате, с момента перехода населения на прямые расчеты с поставщиками тепла и горячей воды управляющие компании утратили всякий интерес к внедрению счетчиков. А самим собственникам, как известно, бывает довольно сложно организоваться.

Однако подобным образом дело обстоит далеко не на всех объектах теплоснабжения в Челябинске. «Начиная с 1998 года мы оборудовали ультразвуковыми теплосчетчиками MULTICAL® производства компании Kamstrup более тысячи зданий, - говорит Наталья Конькова, директор «Энерго-Сервисной Компании «СТЭН» (Челябинск). - В основном это объекты муниципальной инфраструктуры, находящиеся на бюджетном финансировании — поликлиники, школы, детские сады и пр. Все приборы исправно работают и по сей день, а их эксплуатация городу практически ничего не стоит, если не считать расходов на плановую поверку раз в 4 года, которая обходится примерно в 6 тысяч рублей за счетчик». Все установленные приборы, по словам специалиста, имеют автономное питание, и только сейчас, спустя 12 лет после ввода в эксплуатацию, на первых из них производится замена элементов питания.

Как показывает практика, размер эксплуатационных расходов и продуманный выбор оборудования являются немаловажными факторами, от которых напрямую зависит успех внедрения приборного учета тепла. «Оптимальным решением является передача полномочий по приобретению и устанавке приборов учета тепловым компаниям, как это происходит во многих странах Европы, например, в Дании, - считает Татьяна Кислякова, директор по продажам и маркетингу российского представительства компании Kamstrup, мирового лидера по производству ультразвуковых приборов учета тепла. – Ведь именно их услуги должны оплачивать собственники по показаниям теплосчетчиков, а значит, тепловые компании заинтересованы в надежности и точности приборов учета в той же степени, что и потребители.

К тому же, это позволит упорядочить парк разнородного оборудования и решить существующую на сегодняшний день проблему технических согласований, которые существенно тормозят процесс установки теплосчетчиков. Для потребителей, стоимость оборудования может быть включена в тариф».

Действительно, консолидация контроля по всем вопросам внедрения приборного учета в руках теплосетей позволит упорядочить и активизировать этот процесс, так как ответственность за его результаты также будет консолидирована. Сегодня же, когда в нем участвует несколько заинтересованных сторон, неподконтрольных ни друг другу, ни какому-либо центральному органу, говорить о конкретных сроках реализации требований закона «Об энергосбережении» просто не имеет смысла. В 2010 году специалисты Kamstrup провели в России исследование, результаты которого показали, что подобное мнение разделяет большинство сотрудников коммунальной отрасли страны.

Играет свою негативную роль и низкая активность собственников жилья. К сожалению, ТСЖ, которые должны были стать основой обновленного российского ЖКХ, пока что можно пересчитать по пальцам. Неорганизованные собственники, как показывает практика, предпочитают занимать пассивно-выжидательную позицию и не склонны предпринимать активных действий по энергосбережению и внедрению учета коммунальных ресурсов. А прочие коммунальные структуры зачастую либо не заинтересованы в приборном учете, либо ограничены в своих инициативах действующим жилищным кодексом.

Здесь нужно заметить, что идея ТСЖ была во многом дискредитирована практикой образования многодомовых товариществ, в которые трансформировались некоторые бывшие государственные эксплуатирующие организации. В таких ТСЖ голоса жильцов отдельно взятого дома не имеют никакого веса, что лишает собственников реальной возможности принимать самостоятельные решения относительно управления своим имуществом. Возможно, что изменению ситуации будет способствовать принятие поправок к жилищному кодексу, устанавливающих принцип «один дом — одно товарищество»[5].

Наконец, по мнению руководителя Фонда содействия реформированию ЖКХ, отечественные производители приборов учета тепла не в состоянии обеспечить ими всю страну. По словам чиновника, 10 российских заводов, производящих теплосчетчики, только в перспективе могут выйти на объем в 600 тысяч штук в год, тогда как многоквартирных домов в России уже сегодня 1,6 миллиона. Однако Дмитрий Медведев полагает, что это не повод для сворачивания государственной программы энергосбережения. Президент считает, что в условиях дефицита отечественного оборудования часть заказов можно разместить за рубежом. И сегодня к этому нет никаких препятствий. Например, компания Kamstrup производит несколько сотен тысяч ультразвуковых приборов учета в год для заказчиков более чем из 60 стран мира, включая Россию, где у компании есть сертифицированные сервисные центры во всех регионах и крупных городах. При необходимости объем производства может быть значительно увеличен.

Также заслуживает внимания проблема эксплуатации отечественных приборов учета тепла, качество которых, к сожалению, часто оставляют желать лучшего. Например, в феврале 2010 года «Волжская ТГК», крупнейший поставщик энергии в Поволжье, отказалась принять в эксплуатацию более 100 теплосчетчиков в жилых домах Саратова. В числе главных аргументов — заводские дефекты оборудования и отсутствие технической документации на него. Как показывает практика, импортное оборудование на сегодняшний день демонстрирует значительно более высокую надежность и долговечность. А ведь узлы учета тепла очень часто не допускаются к эксплуатации именно из-за технических недочетов.

Кстати, в тех случаях, когда теплосчетчики в домах устанавливаются в ходе целевых программ, реализуемых при непосредственном участии теплоснабжающих организаций, такого обычно не происходит. Что лишний раз подтверждает правоту специалистов, предлагающих отдать контроль за внедрением приборного учета в руки теплосетей.

Итак, при ближайшем рассмотрении выясняется, что многие из ключевых проблем, связанных с переводом российского ЖКХ на приборный учет тепла, носят организационный характер. Что, кстати, весьма характерно для нашей страны. Очевидно, именно поэтому президент не стал переносить предусмотренные законом «Об энергосбережении» сроки. Ведь главное условие для успешного решения любых оргвопросов – наличие определенной цели. А она вполне очевидна: повышение энергоэффективности отечественного ЖКХ.